Значение старинных православных икон

Значение старинной иконы, православной иконы
Количество просмотров: 1203

В наше злое время отхода от вековых родных преданий мы невольно обращаем свой взор к старинной русской иконе. В чём же тайна старинной иконы? Почему она так  мощно действует на нашу душу?

Cтаринная православная икона эпична, но не лирична. Лирика- это удел живописи земной.
Эпическая величавость и спокойствие - вот признаки внутреннего  ритма старинной русской иконописи.

Библейские повествования, жития святых эпически просты и спокойны. Этому спокойствию и простоте соответствует иконопись.
Тихими безмятежными являются лики угодников Божьих на старинных образах. Ибо они вкушают вечное блаженство, они в вечности. Их не волнует страсть, они отложили всякую житейскую печаль. Со старинных икон они проповедуют нам о сладостном покое, полном радости Богопричастия.

Иконописцы в каждом событии видели руку Божию, промысел Божий, иным воспринимали они мир. Иным и передавали его в памятниках святого искусства, в старинной православной иконе. 
Всё на старинных Образах чудно. Небо не такое, каким мы видим телесными очами, а как бы вечная заря сияющая -  золотое, зелено-серебряно-золотистое, иногда даже румяно-золотое небо невечернягодня Царствия Христова. Это - особо "иконное" небо, источающее с образа благостный свет. У наших предков была вера в  грядущее наше преображение. Картина же, хоть и приближающаяся к православному образу, но написанная в подражание природе и дающая осязаемый образ, не способна передать того, что передаёт старинная икона.
Не законы природной перспективы здесь главное, а закон движения линий, их выразительности, закон символики красок, колорита. Перспектива в иконе - есть попытка перешагнуть рамки плоти. И всё это стоит  в непосредственной связи с религиозной настроенностью русского человека. Время и пространство- вещи земные. Но русская душа ищет другое, она ищет вневременное, внетелесное, вечное.

К своему творчеству древний иконописец относился как священнодействию. Подготовительным постом и молитвою  начинал он свой труд. Краски растворялись святою водою, к ним примешивались даже иногда частицы святых мощей, заканчивалось иконописание молебным пением и чином освящения иконы.

Иконописец пребывал постоянно в благодатной обстановке молитвы. И не своему искусству приписывал он красоту своих икон, а Божьей благодати. Радостность и благостность отличают нашу старинную православную икону от западной религиозной живописи.
Русский народ  особенно чутко воспринял  благостность православия. Под влиянием этого преображается лик Христа: грозный судья Пантократор Византии сменяется Иисусом- Другом грешников, их Спасителем.

Византия передала Руси православие. Многовековая борьба с ересью придала византийской иконе некоторую суровость. Русь же восполнила то, чего  не успела  достигнуть Византия. Пройдя лихолетье монгольщины, Русь дошла до своего величия, воссияв благочестием. Русь становится покровительницей всего православного мира-православным царством. Это торжество отразилось и на старинных православных образах.

Особенное значение имеет старинная икона в наши дни, так как в ней скрыты тайны русской самобытной культуры. Душа современного человека тянется к старинным образам, чувствуя в ней источник своего духовного возрождения. Старинная православная икона для нас есть средство духовного наставления. В наши дни мучительных исканий особенно дороги должны быть старинные образы, ведущие нас к вершинам духовного созерцания.


На нашем сайте, в разделе - "Каталог икон" можно выбрать  старинную икону и купить её.